Телефон: +1 954 807 4299
Английский Русский

Типы Лицензий

В этой статье мы рассмотрим все варианты пилотских лицензий, виды пилотских лицензий, допуски, рейтинги и типы, которые могут быть вписаны в лицензию пилота.

В США выделяют 6 типов пилотских лицензий:

  • Студенческая лицензия пилота (Student pilot license)
  • Спортивная лицензия (Sport pilot license)
  • Лицензия пилота выходного дня (recreational pilot license)
  • Лицензия частного пилота (Private Pilot license)
  • Лицензия коммерческого пилота (Commercial Pilot license)
  • Лицензия линейного пилота (Airline Transport Pilot license)
Hand with professional airline pilot id holder, hat sun glasses laying on log book and flight plan in background

А также есть ряд рейтингов и допусков, которые вписываются в вышеперечисленные лицензии и дают обладателям дополнительные права и привилегии. Например, инструментальный рейтинг (Instrument Rating), многодвигательный рейтинг (Multi Engine Rating), дополнительные допуски High Performance, Complex airplane и Tail wheel endorsements.

FAA Pilot Certificates

1. Студенческая лицензия (Student Pilot)

Студенческая лицензия выдается сразу при поступлении в летную школу, она оформляется вашим инструктором или администратором школы. Удаленно ее открыть нельзя, только при личном контакте с инструктором, он обязан проверить ваш паспорт и подписать заявку на выдачу лицензии с вашего компьютера. Аналогов этой лицензии нет во многих странах. А между тем ее смысл очень глубокий – когда студент впервые вылетает самостоятельно на самолете или вертолете, он является командиром воздушного судна. Но выполнять функции КВС на борту может только лицензированный авиационный персонал, возникает правовая коллизия. В США эту коллизию разрешили через выдачу студенческой лицензии.

2. Спортивная лицензия (Sport Pilot)

Несмотря на свое название, данная лицензия не имеет никакого отношения к спорту. Она выдается для управления легкими воздушными судами, и с количеством пассажирских мест 2. Она имеет ряд ограничений (нельзя летать ночью, нельзя летать на многоместных самолетах и так далее), но ее получение дешевле и легче, требуется всего лишь 20 летных часов вместо 40, как для полноценного частного пилота. Аналог этой лицензии в Европе – Light sport license, а в России – пилот СВС (пилот сверхлегкого воздушного судна). Надо сказать, что в Америке эта лицензия совершенно не популярна, а вот в Европе – наоборот.

3. Лицензия пилота выходного дня (Recreational Pilot)

Это еще менее популярная лицензия, рассчитанная в основном на пенсионеров. Ее выдают буквально пару штук в год, потому что она просто никому не нужна, поэтому останавливаться на ней подробно мы не будем.

4. Лицензия частного пилота (Private Pilot License)

Основная лицензия, которую мы здесь обсуждаем – первая ступенька в небо для подавляющего большинства пилотов в мире. С нее начинают карьеру профессиональные пилоты и эта лицензия нужна вам для того, чтобы самостоятельно подниматься в небо.

5. Лицензия коммерческого пилота (Commercial Pilot License)

Это первая профессиональная лицензия, которая позволяет вам наниматься на работу в качестве пилота или выполнять авиационные работы за плату. Лицензия выдается при наличии не менее 250 летных часов (весь опыт в авиации измеряется количеством летных часов, которые вы должны скрупулёзно фиксировать и записывать в свой лог бук) и выполнении ряда других требований.

 

 

6.  Лицензия линейного пилота (Airline Transport Pilot) 

Ну и наконец, самая высшая ступенька летного профессионализма – это лицензия линейного пилота. Обладатель этой лицензии должен налетать не менее 1500 часов, из которых не менее 250 часов в качестве командира воздушного судна. Там есть еще ряд условий, с которыми можно ознакомиться в федеральных авиационных правилах.

Все требования к кандидатам на получение лицензий пилотов любого уровня описаны в федеральных авиационных правилах, раздел 61 (Federal Aviation Regulations Manual under Section 61), поэтому этот раздел очень часто в народе называют «как получить лицензию», в то время как раздел 91 (правила выполнения полетов) называют «как потерять лицензию».

FAA Ratings

Помимо пилотских лицензий также выделяют еще ряд «рейтингов», которые пилот может «нанизать» на свою лицензию:   

1. Инструментальный рейтинг 

Самый популярный рейтинг, который становится второй ступенькой для подавляющего большинства частных пилотов – это инструментальный рейтинг (instrument rating), или допуск к полетам по приборам (ППП). Предполагается, что лицензия частного пилота позволяет вам летать только в визуальных условиях по правилам визуальных полетов, когда у вас есть видимость естественного горизонта и приборы нужны только как вспомогательные инструменты, а все пилотирование происходит по визуальным ориентирам за пределами кабины. Понятно, что такие идеальные условия бывают не очень часто. Поэтому, как только частный пилот налетался в хорошую погоду, ему обязательно захочется начать летать в плохую погоду. В дождь, в облаках, с низким нижним краем облачности и так далее. Для того, чтобы делать это легально и профессионально, необходимо пройти курс полетов по приборам и сдать очередной экзамен (и письменный тест). По мнению большинства пилотов (и моему личному) этот курс является самым сложным из всей программы летного обучения. Даже сложнее чем получение лицензии линейного пилота.

2.  Многодвигательный рейтинг

Второй рейтинг, который можно прицепить к любому уровню лицензии (PPL, CPL, ATP) – это многодвигательный рейтинг. Изначально вы получаете лицензию на однодвигательный самолет (в подавляющем большинстве случаев). Это не значит, что вы не можете сразу учиться на многодвигательном самолете и получать лицензию частного пилота на двухмоторнике. Законом это не запрещено, но это гораздо сложнее и тяжелее для новичка, поэтому все по классике – сначала учимся кататься на велосипеде, а потом уже переходим на четырехколесный транспорт.

3.  Другие рейтинги

Другие рейтинги, которые можно «навешивать» как бусы относятся к разным категориям и классам воздушных судов. То есть вы можете добавить к своей лицензии допуск на: вертолеты, автожиры, планера, воздушные шары, дирижабли, гидросамолеты, летающие лодки и так далее, смотрите полный перечень различных категорий и классов в следующей главе. Каждый новый класс и категория требует сдачи очередного экзамена (а до экзамена надо пройти подготовку – теорию и практику, сдать письменный тест и подготовиться к сдаче экзамена).

FAA Endorsements

Помимо категорий и классов воздушных судов, приборного и многодвигательного рейтинга, выделяют еще три дополнительных допуска (речь про самолеты), которые не требуют сдачи экзамена, но требуют 1 часа теории с инструктором и 1 часа полета, после которого в ваш логбук будет внесена специальная отметка (Endorsement), который свидетельствует о том, что вы прошли тренинг и имеете право летать на самолетах с такими особенностями, как:

  • High-Performance Endorsement
  • Complex Airplane Endorsement 
  • Tail Wheel Endorsement

1. High-Performance Endorsement 

Это допуск к полетам на самолетах с мощностью двигателя более 200 лошадиных сил. Для получения этого допуска нужно прослушать один час теории с инструктором, где вы обсудите особенности управления такими воздушными судами. Затем вы должны будете получить не менее 1 часа летной тренировки, выполняя взлеты – посадки и маневры на любом самолете, у которого двигатель мощнее 200 лошадиных сил. По итогам вы получите запись в логбук.

2. Complex Endorsement 

Комплексными самолетами в США считаются самолеты, обладающие тремя признаками: убирающееся шасси, изменяемый шаг винта (об это мы узнаете в разделе 2 «конструкция самолета и двигателя») и механизация крыла (имеются в виду закрылки). Процесс получения аналогичен пункту 1.

3. Tailwheel Endorsement 

Это допуск к полетам на самолетах с хвостовым колесом. Если по поводу первых двух «допусков» у меня есть серьезные сомнения относительно их необходимости, то тут никаких сомнений нет. Полеты на самолете с обычным (tricycle) шасси с носовой стойкой и полеты на самолете с хвостовой опорой (conventional) это две большие разницы. Получение этого допуска займет у вас далеко не один час и не один полет, это может быть и два, и три, и пять полетов. Принцип руления, принцип взлета и тем более посадки – кардинально отличаются.

FAA Type Ratings

Все, что было сказано выше, относится к легким воздушным судам. Легкими в США (и в России тоже) считаются воздушные суда, у которых максимальная взлетная масса не превышает 5700 кг (или 12500 фунтов).

Если же воздушное судно тяжелее этого порогового значения, вам придется дополнительно получать так называемый тайп-рейтинг. То есть допуск на конкретный тип. Есть еще два условия, когда тайп-рейтинг может понадобиться. Если самолет имеет турбовентиляторный или турбореактивный двигатель (не путать с турбопропом) – нужен тайп рейтинг вне зависимости от взлетного веса. Или если производитель дополнительно указал при сертификации, что каждый пилот обязан пройти дополнительный тренинг и получить тайп-рейтинг в свое пилотское, перед тем как управлять данным воздушным судном.

Поэтому, если вы захотите, например, купить себе бизнес-джет класса Cessna Citation CJ, вам к своему свидетельству частного пилота придется добавить:

В пилотское свидетельство записывается именно категория и класс воздушного судна. То есть учились на самолете Cessna 172 и на нем же сдавали экзамен – у вас будет записано “Private Pilot License, single engine land”. То есть вы имеете право без всякой подготовки и переподготовки летать на любых самолетах, которые имеют один двигатель (это может быть как поршневой, так и турбовинтовой двигатель), имеют три колеса (то есть садятся на землю, а не на воду) и у которых максимальная взлетная масса меньше, чем 12500 фунтов.

Подводя жирную черту под вышесказанным, можно сделать справедливый вывод, что частный пилот вполне может управлять любым самолетом, в том числе таким сложным как Airbus 320.

В школе SkyEagle Aviation Academy мы готовим студентов по всему списку лицензий, кроме Sport and Recreational. Большинство наших выпускников – частные пилоты и коммерческие пилоты, но мы также специализируемся на подготовке и переподготовке линейных пилотов. Специальный курс ATP-CTP, который предлагает наша академия позволяет коммерческим пилотам получить дополнительные знания и подготовиться к переходу на высшую ступеньку пилотской карьеры – к лицензии линейного пилота.