У меня была детская мечта начать летать (наверное, как у многих, кто это читает), но изучение процесса в РФ дало понимание что в РФ практика такая: либо ты стал летчиком со студенческой скамьи, либо много-много препятствий стоит на твоем пути, главным образом, временных. Стало понятно, что есть два варианта: Штаты или Европа. Откровенно говоря, Европа мне была ближе (нет устного экзамена и можно учиться на русском). Но английский все равно нужно учить, и я начал его активно учить (примерно с сентября-октября 2019 года). Уровень у меня был никакой.
Главная проблема, с которой я столкнулся в штатах по прилету: на каком языке они говорят??? А именно, кого-то ты понимаешь хорошо, а кого-то вообще не понимаешь… Они жуют, комкают и сокращают слова, да еще и в масках все были в это время, но со временем привыкаешь. Как привыкнуть к их манере говорить, не отрывая рот и научиться понимать акценты, кроме как практикой — я не знаю.
Что касается инструкторов: у меня их было три (Joel, Дима и Егор). Инструкторы-нейтивы с одной стороны хорошо, т.к. тебе придется говорить с ними на английском – это плюс, с другой стороны, менталитет у нас очень разный. И если Дима и Егор реально каждый день работают над тем, чтобы ты сдал экзамен, то большая часть местных работает так: do you have any questions for me? И это не потому, что они так к тебе относятся, а потому что для них это в принципе нормальная модель поведения. В общем, как ни крути, но Дима и Егор мне дали несравнимо больше. Но полеты с Joel’ем заставляли понимать и говорить на английском. Мое мнение — круто летать с разными инструкторами, каждый учит своим приемам и можно выбрать то, что больше тебе заходит. В тоже время, большую часть я летал с Димой и, можно сказать, он был моим куратором, именно он мне выписал большую часть эндорсментов. За январь я отлетал порядка 30 часов, сделал solo и сдал письменный экзамен. Но самое главное, ты понимаешь, как все происходит в реальной жизни: как они говорят, какие упражнения, какой радиообмен и начинаешь понимать суть всех разговоров в Live ATC. В перерывах между полетами я включал Live ATC и слушал переговоры по 2-3 часа гуляя вдоль океана, в уме проговаривал ридбеки до тех пор, пока не станет понятно все, что происходит.
Абсолютно случайно я узнал, что Андрей организовал граундскул в Москве, на который я и записался в последний момент. И уже после граунда решил, что нужно ехать в Штаты и за лицензией.
С языком, все просто: сначала мы изучили пару книг оксфорда aviation English, а дальше читаешь книжку jeppesen PPL, по разделу на каждый урок, отвечаешь на вопросы. И английский учишь и теорию.
Моя учительница Екатерина читала книгу вместе со мной, и каждый урок мы разбирали одну из статей. Я читал электронную версию — во-первых, она всегда с собой, а во-вторых, незнакомое слово можно перевести, кликнув на него.
Ближе к поездке, Екатерина познакомила меня с Лорином (он пилот и нейтив), с ним я практиковал радио. Ну а дальше, купил билеты на 2 января 2020 и полетел в Майами на месяц, с целью сдать письменный экзамен и сделать соло. TSA потрепало нервы с отчеством (то надо, то не надо, то снова надо), но все в итоге решили.
Второй раз я приехал в июне с уже назначенным чекрайдом, благодаря Диме. За время перерыва я потренировал разговорный английский и, о чудо, я стал понимать Джо, Криса и Пола 🙂 Вторая часть была по плану: долетать часы, подготовится и сдать экзамен.
Чекрайд у меня был у Дейва. Это было скорее беседой, чем экзаменом. Ничего нового и сложного меня не спрашивали. Но нужно понимать, что американцы уделяют внимание тому, что для русского инженера не всегда понятно, например, они очень много внимания формальностям, но очень мало внимания физике — даже формулы подъемной силы у них нет в теории. Поэтому нужно знать ARROW, AVIATE, ATOMATOFLAMES, FLAPS, DECID, 5P, 3P, IMSAFE виды AIRMETов (T,Z,S) и тд. Несомненный плюс всей процедуры, что никто не хочет тебя завалить. В принципе, все вопросы известны, повторив все по синему учебнику для подготовки к устному экзамену, ты без проблем сдаешь. Что касается английского, у Дейва отличный английский, почти как у вашей учительницы в школе, все понятно и четко. Он не жует и не комкает слова, поэтому я его отлично понимал. Он меня тоже 🙂
Экзамен по практической части известен: посадки, маневры, аварийные процедуры… все по программе. 1.8 часа полета и Дейв говорит, поздравляю тебя, ты сдал, у меня только одно замечание – не гоняй на самолете по аэропорту, такси помедленнее. Мои впечатления от практической части экзамена: на первом круге у нас был отказ двигателя (ну типа отказ), Дейв молчал и просто смотрел на мои реакции. Когда все прошло хорошо, Дейв все время меня подгонял , примерно так:
Дейв: «Да поворачивай на кросвинд уже!»
Я: «Дейв, еще нет 500! После 500 поворачиваем ведь…»
Дейв: «Да пофигу, аэропорт близко, мы вернемся, если отказ двигателя, поворачивай сейчас.»
И активно приучал меня использовать вилко и роджер, а не делать ридбеки полные (со словами, зачем столько говорить, понял и ладно). В принципе, ничего сложного на экзамене не было, Дейв отличный мужик и если ты сам осознаешь, что ты знаешь и можешь летать, то точно сдаешь.
Резюме: