Инструментальный рейтинг — это следующая ступенька после получения лицензии частного пилота. Он открывает возможность летать на самолете по приборам практически в любую погоду и на любых высотах.
В первую очередь, надо знать, что после получения лицензии частного пилота, вы можете летать только визуально. То есть, в хорошую погоду, при видимости горизонта и вне облаков и прочих опасных явлений погоды (туманы, дожди, плохая видимость и так далее). Чтобы иметь возможность летать в плохую погоду, в облаках, с ограниченной видимостью, без горизонта — вам нужен инструментальный рейтинг.
Считается, что получение инструментального рейтинга — это самый сложный экзамен среди всех существующих летных рейтингов и категорий. С этим сложно не согласиться, потому что человек привык доверять своим собственным чувствам — зрению, слуху, вестибулярному аппарату, внутренним ощущениям. Когда самолет летит по приборам в отсутствие видимого естественного горизонта, обычному человеку достаточно трудно заставить себя смотреть на приборы, и главное — доверять им! Иногда кажется, что летишь вниз головой, или что самолет падает вниз (а на самом деле летит ровно).
Поэтому мы подходим к данному курсу с особым вниманием, от успешности его изучения зависит безопасность пилота и его пассажиров, попавших в сложные метеоусловия.
Частый вопрос от студентов с иностранными лицензиями, в которых уже есть допуск к полетам по приборам: нужно ли проходить заново программу «Инструмент рейтинг» и сдавать экзамен?
Ответ: если вы валидируете свою лицензию в FAA PPL с инструментальным рейтингом, то вам достаточно сдать только компьютерный тест и вы получите лицензию PPL foreign based с инструментальным рейтингом. Это позволит вам летать на территории США в том числе по правилам приборных полетов.
Но! Если вы хотите на базе этой лицензии получить следующий уровень лицензий FAA — коммерческую или линейную лицензию, вам придется получить независимый FAA Instrument rating (то есть пройти полную программу, сдать письменный экзамен и чекрайд с экзаменатором).
Все потенциальные студенты должны четко понимать разницу в программах подготовки по Part 61 и по Part 141.
Ключевая разница заключается в том, что для сдачи экзамена по Part 61.65 студент должен иметь в логбуке не менее 50 часов маршрутных полетов (не менее 50 миль между пунктами взлета и посадки по прямой линии) в качестве командира воздушного судна, из которых 10 часов должны быть получены на самолете.
Для многих начинающих пилотов набрать 50 часов является не самой простой задачей и может занять от года и больше. Но есть вариант — если вы начинаете учиться по программе Part 141, вам не требуется иметь 50 часов налета по маршрутам до поступления на курс. Вы можете начать учиться на курсе «Инструментальный рейтинг» сразу по завершению программы «Частный пилот«.
Состав курса по Part 61 и по Part 141 совершенно одинаковый, разница в том, что для курса по Part 61 не требуется обязательное прохождение теории и количество часов по приборам должно быть не менее 40 часов налета. При обучении по парт 141 требуется 35 часов по приборам и 30 часов теории. С практической точки зрения разница не велика, ни в деньгах, ни в длительности, ни в составе программы.
Всего курс состоит из трех этапов, каждый из которых включает в себя обязательную наземную и летную подготовку. Каждый этап завершается зачетом, который проводится ассистентом шеф-пилота или проверяющим инструктором. Все занятия проводятся в соответствии со стандартной программой обучения Jeppesen.
Первый этап обучения посвящен тренировке летных навыков пилота в полете по приборам. Студенты изучают особенности полетов по приборам, навигацию по приборам, управлением самолетом в условиях инструментального полета, устройство приборов и их возможные ошибки. Кроме того, в рамках первого этапа студенты знакомятся с инструментальными средствами навигации — VOR и GPS.
Этот объемный этап программы посвящен заходу на посадку по приборам. В рамках курса изучаются процедуры и этапы захода на посадку с использованием инструментальных средств: ILS, VOR, GPS, LOC и так далее. А также полет в зоне ожидания, заход на посадку, визуальное маневрирование, уход на второй круг, заход на посадку с частичным отказом приборного оборудования.
Завершающий этап обучения посвящен вопросам навигации по маршруту в условиях приборного полета. Студенты изучают вопросы планирования полета по маршруту, подача флайт-плана, получение IFR-разрешений, действия при потере радиосвязи, навигация по маршруту с использованием инструментальных средств: VOR, GPS.
Непосредственно экзамен состоит из теоретического и практического блоков. В рамках теоретического блока студент общается с экзаменатором и отвечает на любые вопросы в рамках инструментального курса. Как правило, теоретическая часть экзамена длится порядка 2-2.5 часов. В случае успешного прохождения данного этапа, студент с экзаменатором выполняют экзаменационный полет, в ходе которого студент должен продемонстрировать грамотное выполнение маневров по приборам, навигацию по приборам, выполнение инструментальных заходов на посадку в различных вариантах (в том числе, с имитацией частичного отказа оборудования).
По итогам сдачи экзамена студент получает инструментальный рейтинг — возможность летать на самолете по приборам в сложных метеоусловиях.