День 11-18.
Мы продолжали летать. Каждый чертов день )) Это не очень утомительно, если один полёт в день, и если потом ничем особенным не занимаешься.
Тесты я сдал давно, о теории голова особо не болела. Ситуацию с разворачивающейся вокруг пандемии истерией я отпустил: помочь своей конторе на расстоянии я не мог, за меня остался грамотный зам, так что я решил — пусть разбираются сами, я буду учиться летать )
Вскоре после первого соло-полёта был ночной кросс-кантри. Мне опять посчастливилось: со мной летел Андрей Борисевич. Мы полетели на север вдоль побережья, усеянного аэродромами класса D и С. Маршрут в один конец — 90 миль, конечная точка — Vero Beach.
Запросили VFR flight following, нам выдали Squawk — всё по красоте )) По дороге много общались с диспетчерами, с палм бич аппрочем, иногда нас куда-то отклоняли, чтобы развести с другим траффиком; благо, к этому времени с радиообменом всё более-менее наладилось.
Побережье ночью очень красивое.
В ВероБиче сделали пять ночных посадок — в целом, я бы не сказал, что техника как-то сильно отличается от дневных… Полосу всё равно видно отлично (если фара работает). Хотя Андрей говорит, что ночные посадки сбивают глазомер на дневные, и что их лучше делать уже после первого соло.
На обратном пути планировалось добить положенные 10 посадок в домашнем аэропорте, но на первой же посадке выяснилось, что посадочная фара не включается… Вот эта посадка уже была поинтереснее: пришлось оценивать расстояние до полосы по перспективе боковых огней ))) Но в целом, тоже всё удалось, хотя дальше, конечно, продолжать ночные посадки мы не стали (да и нельзя коммерческий самолёт юзать без фары по правилам).
Потом последовала подготовка к соло-кросс-кантри. Для этого сначала полетели по маршруту с Андреем. Я рассчитал вот такой маршрут (180 миль):
Но в полёте Андрей предложил лететь немного по другим точкам. Ок. Начали реально отрабатывать pilotage, сверяя картинку за окном с картой. Это работает )) Долетаем до развязки и Андрей говорит: «А каким магнитным курсом нужно лететь, чтобы прилететь к следующей точке на оборотах 2300?» Ок, я достаю POH, нахожу там в таблице TAS при данных условиях, достаю карту, линейку, расчитываю угол сноса с учетом ветра (его я конечно заранее посмотрел, когда готовился к вылету). Рассчитал. «Вот таким», говорю. А он мне — «А через сколько прилетишь к следующей контрольной точке?» Достаю линейку, прикладываю к карте, считаю расстояние, время с учетом ветра (управление самолётом при этом никто не отменял), говорю: «Через 23 мин». «Ок», говорит, «надевай hood (инструментальный «козырёк»), держи рассчитанный курс и обороты, засекай время, через 23 минуты снимешь козырёк и посмотришь, где окажешься».
Короче, лечу я по приборам. А надо сказать, у N737BA штурвал выставлен криво, т.е. нейтральное положение элеронов достигается при отклонении штурвала влево на 10-20 гр. И когда ты летишь визуально, то нормально корректируешь это; но, блин, по приборам постоянно приходится пялиться на авиагоризонт, а самолёт постоянно норовит куда-то ускользнуть )) Изматывающее занятие, скажу я вам.
Ладно, 23 минуты прошли, я снимаю козырёк, и о чудо: передо мной дорожная развязка, моя контрольная точка! Ребята, эта хреновина под названием e6b реально работает ))
Naples оказался достаточно busy аэропортом с двумя полосами, как наш Лотердейл. Сделали там три посадки с хорошим боковым ветром и полетели дальше. На втором сегменте летел по VOR. Оказалось, что это тоже вполне рабочая фигня, по ней спокойно долетел до Иммокале. В иммокале сделали тач-н-го и на обратном пути летели чисто визуально ориентируясь по ЛЭП, каналам, дорогам, аэродромам и пр.; так за один полёт полетали визуально, по приборам и по VOR. GPS не использовали ни разу. Оч круто!
На следующий день полетел этим же маршрутом один. По дороге, в конец оборзев, делал селфачки, снимал видосики и чатился по whatsapp — лететь 87 миль по прямой на цессне 172 над дорогой — это достаточно долго и скучновато )) На подходе к Naples обнаружил там плотный радиообмен, так что еле вклинился со своим запросом о посадке и в итоге только с третьего раза понял, каким паттерном заходить на полосу (диспетчер говорил не очень разборчиво); когда в третий раз запросил его «advice the pattern, please», в ответ мне металлическим голосом отчеканили «Новембер 737 браво альфа, ранвей 5, РАЙТ пэттерн, ОВЕР!!!». Ну и хрен с тобой, золотая рыбка, подумал я, зато теперь я точно уверен, что не накосячу на круге…
Родина в этот момент (31.03) не дремала и отменила наш рейс Майами-Москва на 4 апреля. Ок, перенесли вылет на Нью-Йорк, тогда оттуда ещё что-то летало.
В один из следующих дней, анализируя свою летную книжку, я понял, что в принципе, у меня вся программа уже почти вылетана и теоретически я могу *претендовать на чекрайд до отъезда*. Заикнулся об этом Андрею — тот одобрил, к моему удивлению.
Стал готовиться к этому делу. Оставались неосвоенными взлёты/посадки с травы и коротких полос. Осваивали их; посадка на короткую полосу — это не очень просто, но в конечном итоге выполнимо.
Провели репетицию устного экзамена, разобрался с тех. документами на самолёт (их нужно предъявлять и ориентироваться в них, когда был последний 100-h maintenence, когда annular, когда батарейку меняли в ELT и т.д.).
*На 04.04 назначили мне чекрайд*.
И тут Родина нанесла последний удар: 02.04 отменили все международные рейсы… Мы осознали, что рискуем застрять во Флориде надолго, оставаясь тут каждый лишний день. Быстро нашли рейсы через Атланту-Амстердам-Минск (конечно же Батька продолжал наживаться на наших бедах, ничего необычного) *с вылетом 04.04, в день моего чекрайда*.
Было очень грустно осознавать, что придется улететь когда вот так близко подошёл к цели и почти сделал невозможное, освоив за неполных три недели программу PPL. Но буква в «S» в чеклисте «I’M SAFE» — это стресс; и ровно в таком состоянии я пребывал с момента отмены рейсов из Нью-Йорка. И это явно бы не способствовало нормальной сдаче экзамена.
В итоге, утром 04.04 вместо того, чтобы ехать на чекрайд, мы поехали в аэропорт Майами.
Я не буду утомлять вас описанием пустых и от этого апокалиптичных огромных терминалов Майами, Атланты и Скипхолла… Не буду подробно рассказывать, как чудом смог перерегистрировать свой багаж в Амстере, так чтобы его погрузили на рейс в Минск…
В Минске у нас было около 6 часов до поезда: мы в последний раз сходили во всё еще открытые, но уже пустующие чудесные минские ресторанчики и бары, поздно вечером погрузились на совдеповский поезд Минск-Москва и отчалили на Родину, вопреки всем её усилиям. Ночью около Смоленска в купе зашли погранцы, за 2 секунды проверили тот факт, что мы русские (белорусов в том поезде не было, их уже не пускали в РФ), ни в какие базы не вносили, никакие печати не поставили и быстро слились.
В Москве мы вышли на Белорусском вокзале как из обычной электрички: нас никто не встречал, не измерял температуру, не записывал в книжечку… Я просто взял такси и махнул домой…
Двое других наших парней летели на день позже и им повезло меньше: наш поезд Минск-Москва был последним, следующий уже отменили, так что ребятам пришлось добираться до (несуществующей) белорусско-русской границы на такси, от границы на какой-то попутке (чуть ли не на фуре) до Смоленска, и оттуда до Москвы на яндекс.такси…
Вот так это было ))
В итоге:
- мы с парнями отлично провели время, пока мир сходил с ума по пандемии;
- мы прекрасно понимаем, что вскочили не просто в последний уходящий поезд, но в последнюю дверь его последнего вагона, и от этого всё, что там было кажется ещё более крутым;
- это был, безусловно, один из самых ярких эпизодов в моей скучной жизни, особенно с учетом внешней ситуации;
- мы научились управлять самолётом за три чертовых недели! Конечно, мы не стали асами, но совершенно точно поняли, что это нам по силам; все в итоге как минимум вылетели самостоятельно;
- несмотря на три недели в «ковидной» флориде и три заполненных до отказа «ковидных» самолёта на обратном пути, по прошествии 2 недель изоляции все четверо абсолютно здоровы!
Какие ещё выводы?
- учите теорию дома. Это, казалось бы, очевидный посыл, тем не менее я ещё раз хочу подчеркнуть его важность; я серьёзно ботанил теорию, сдал written test раньше всех и это освободило мозг и время для летной практики;
- ppl за 3-4 недели – это, видимо, всё же возможно, хотя и сложно; вы должны быть готовы полностью отдаться этому занятию, ничего не должно отвлекать вас сильно в эти недели, ну и см. пункт 1. про теорию
- «SkyEagle – крутая школа, а Борисевич – крутой инструктор». Мне очень много дало общение с разными инструкторами (всего их у меня было аж пять) и особенно с Андреем. Я надеюсь, ребята, что вам удастся пережить всю это перипетию и продолжить ставить на крыло новых студентов!
- мы точно вернёмся и добьём это дело, как только это станет физически возможно